Поделиться с друзьями:
Приветствую Вас, дорогие читатели, на моем блоге bass-player.ru! Это заключительная статья из раздела «Основные части бас-гитары». И статья эта будет, можно сказать, об управляющей звуком нашего с вами горячо любимого инструмента. Рассматривать мы будем темброблок бас-гитары.
Вообще, в наше время темброблок может быть самым разнообразным. Но самый простой вариант — это регулятор тона и регулятор громкости. Хотя может быть и два регулятора громкости, на каждый датчик, если их тоже два. О датчиках бас-гитары (звукоснимателях) Вы можете узнать из этой статьи. Управление происходит с помощью резистора переменного сопротивления, т.е. потенциометра.
Составляющие потенциометра — полоски проводящего пластика с выводной ножкой-контактом на каждом конце и контакт, скользящий по струнам. Каждый потенциометр соответствует номеру, из которого видно его максимальное сопротивление. Например, потенциометр в 250 к выдает 250 000 Ом сопротивления в полностью открытой позиции. Для синглов (однокатушечных звукоснимателей, которые Вы можете увидеть, например, на классическом Fender Jazz Bass) чаще всего применяются потенциометры в 250 к, для хамбакеров — 500 к. Но это речь была для пассивных датчиков. Для активных же звучков номинал переменных сопротивлений может колебаться от 100 и аж до 10 к.
Во время работы звукоснимателей (в процессе скольжения контакта по струнам) изменяется сопротивление. Этот процесс называется «тейпером», т.е. кривой зависимости. Различают линейный (линеарный) тейпер и аудиотейпер, по другому логарифмический (страшное слово, правда? В потенциометре с линейным тейпером сопротивление преобразуется пропорционально. Это значит, что когда от одной стороны до другой пройдено 75 или 25% пути, общее сопротивление будет равно 75 или 25% соответственно. В этом случае, можно сказать, все просто. В другом случае (случае с аудиотейпером) сопротивление логарифмическое, гораздо более близкое к тому, как воспринимает человек. Это значит, что ротация, например, в 50% приведет только к сопротивлению в 15%. Это самый распространенный вариант среди аудиотейперов. Хотя существуют и 5 и 25-процентные.

Активный темброблок чаще всего состоит из регуляторов громкости, баланса (pan pot), регуляторов высоких и низких частот. Pan pot прекрасно работает на активной цепи, и при этом не вызывет фазового среза сигнала. Однако, регуляторы смешивания сигналов двух датчиков нынче могут устанавливать и на пассивной электронике. Достаточно вспомнить серию RBX от Yamaha. Бывает, что в бас-гитарах с активной электроникой присутствуют контроллеры регулировки средних частот. Эта «конструкция» называется полупараметрическим эквалайзером. В нем присутствует возможность выбора определенного отрезка среднего диапазона. При таком варианте, можно сказать, единственным решением выступают концентрические потенциометры. Как я уже упоминал, активная электроника питается от батарейки, которая (или которые, если батарейка не одна, а две, или даже три) вставляется в специальное гнездо. За активацию цепи всего устройства бас-гитары отвечает всеми нами известный «джек», т.е. штекер сигнального провода. На заметку, если его постоянно оставлять включенным (т.е. не доставать из инструмента), то батарейка разрядится гораздо быстрее. Так что, будьте бдительны, уважаемые музыканты и одновременно читатели блога!
Ну и последнее, о чем бы мне хотелось упомянуть в этой статье — это экранировка темброблока и проводов. Углубление, сделанное специально под темброблок чаще всего экранируют с помощью медной фольги, но бывает, что и специальной экранирующей краской. А иногда и тем, и другим.
Вот такой вот пост у меня получился, дорогие читатели моего любимого блога bass-player.ru! Кстати, скорее всего, это последняя статья из этой рубрики. Предлагаю вам сейчас перейти, например, в эту

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий