Поделиться с друзьями:

Приветствую вас, дорогие читатели блога bass-player.ru! Наверное задавать вам вопросы в самом начале статьи у меня уже входит в привычку =)) И тем не менее эта статья не исключение. Я не знаю почему так получается, наверное мне так легче писать и легче завязать с вами разговор. Не знаю… Ну в общем, сегодня на повестке дня встал вопрос о поиске своего собственного звука на безладовом басу. Может это какая-то бредовая статья, не знаю. Но мне кажется, что приведенные ниже советы, рекомендации, или бред сумасшедшего, в принципе это не важно. Назвать можно как угодно. Так вот, приведенные ниже рекомендации, возможно, помогут вам «найти себя» в мире безладового баса.

Найти свой собственный, отличающий вас от всех остальных, звук — дело, которое по праву можно назвать делом всей своей жизни. Самым простым ответом на вопрос как это сделать, наверное, будет — перепробовать кучу инструментов, всевозможные аппараты, различные струны и т.д. То есть экспериментировать, экспериментировать и еще раз экспериментировать. На сегодняшний день все бас-гитаристы (пользующиеся безладовым басом) разбились на, так сказать, два таких условных лагеря: на тех, кто ищет (или уже нашел) свой звук более подобный классическому, контрабасовому, более аккустическому; и на тех, кто большее предпочитает современный, более электрический звук. Но мне кажется, что следовать какому-то из этих направлений не совсем разумно.

Наверное, правильным решением будет найти такой звук, который полностью бы характеризовал именно вашу игру, вашу манеру. Вне зависимости от того, что сейчас в моде. Подходит ли вам вообще безладовая бас-гитара? Нужна ли на самом деле она вам? Вы задавались такими вопросами? Выяснить это можно, например, приобретя свой собственный хороший инструмент. Или же можно из стандартного инструмента достать лады и наполнить их, например, эпоксидной смолой или другим каким-либо наполнителем. Можно у кого-то одолжить на какой-то срок (мне кажется, это оптимальный вариант, если же Вы ограничены в средствах).

Так что, Вы определились в потребности безладового баса? Если да (да и если нет) то давайте разбираться, что же делает звук безладового баса таким привлекательным и вообще, что же такое привлекательный звук. Наверное, это то — как тянется взятая нота и вот это «рычание». Кто слышал — тот понимает о чем я говорю. Это не тот тяжелый вопль на средних частотах, а насыщение «низкой середины», которое и добавляет то эта теплая вибрация струн о накладку инструмента. Ну и конечно же этот тембр, схожий с контрабасом, лишенный вот этого лязгания о лады. Достаточно вспомнить Donna Lee из дебютного альбома Пасториуса.

Чтобы начать поиск «своего» звука прежде всего вам следует отложить в сторону эквалайзер, различные эффекты и т.п. Что же дальше? Давайте посмотрим, что говорит Штефен Манц из Warwick: «Звук зависит от потребностей исполнителя. Вообще я предпочитаю грифы из древесины твердых пород, например, ovangkol (древесина, по своим звуковым качествам родственная ореху). Наша компания производит грифы в основном из него. Жестче гриф — четче тон, меньше вибрации, дольше сустейн. Корпус тоже зависит от потребностей. Более традиционный тембр, сконцентрированный в частотной области высокой середины, получается, когда корпус изготовлен из мягкой или среднежесткой древесины ясеня или клена. Более округлые густые тона с четкими низами выходят, если корпус выполнен из твердой древесины, вроде bubunga или afzelia. Ovangkol по свойствам где-то посередине между ними».

У Пита Стивенса из Electric Wood, создавшего Wal bass, на котором играли многие известные басисты, в том числе Гедди Ли из Rush, также предпочтением пользуются экзотические породы деревьев: «Безладовые Wal делают в основном из американского грецкого ореха, без применения лаков для покрытия. Тон получается теплый и натуральный. Из эбенового дерева делают, как правило, накладки. Черное дерево гораздо тверже палисандра, имеет лучшую устойчивость к трению, так что сможет выдержать ежедневные нагрузки безладовой игры».

К слову сказать, популярность эбенового дерева в гитаростроении возрастает с каждым днем. Соответственно и поклонников становится все больше и больше. Например, Джон Гиблин. Послушайте композицию Питера Гэбриела и Кейт Буш «Babooshka» из альбома 1980 года «Never For Ever».

У всех музыкантов свои предпочтения. Если взять к примеру Джако Пасториуса, то у него были свои предпочтения по поводу того, из какого дерева должны быть различные части баса. Фендер, «рекламируя» свои инструменты говорил: «Мы делаем корпус из ольхи, гриф из клена, а накладку из розового дерева… Все как у Джако!»

По поводу грифа безладовой бас-гитары. Привинченный или сквозной. Который из них лучше? Чесни отмечает преимущества сквозного грифа: «Wal большой разницы между привинченным и сквозным грифом не имеет. Может, в некоторых случаях сквозной гриф несколько увеличивает сустейн, но если привинченный подогнан качественно — то особых различий нет».

Лео Фендер: «На самом деле это вопрос вкуса. На сквозном грифе получается более мягкий, смещенный к средним частотам тон с большим сустейном, тогда как на привинченном ярче атака и плотность, и поэтому гитара звучит «острее».

Warwick также отмечает то, что все зависит от личных предпостений музыкантов, при этом делая акцент на том, что на безладовой бас-гитаре действуют те же законы, что и на стандартном инструменте с ладами: «На привинченном грифе — сильнее атака, на сквозном — дольше сустейн и выразительнее низы. Гитара со сквозным грифом реагирует более ровно, сохраняя громкость по всей накладке грифа, тогда как на инструменте с привинченным грифом ярче звучат ноты, взятые в верхних позициях нижних струн или в нижних отрезках верхних струн».

Как найти свой звук на безладовом басуА как сами струны влияют на звук безладового баса? Как быстрее понять какие лучше струны подойдут для создания своего собственного «фирменного» звука? Но у производителей нет однозначного ответа на этот вопрос. Также как и нет однозначного ответа на вопрос какие струны лучше для стандартного баса. Об этом я писал в этой статье. Electric Wood отмечает преимущества струн с никелевой круголой обмоткой, однако делает разные, по желанию заказчика: «На Wal ставили струны с круглой канителью, пока покупатели не стали требовать полуплоскую или плоскую обмотку. И хотя многие музыканты выбирают для своих безладовок струны с плоской канителью, на фирме все равно считают, что круглые звучат ярче и чище. Конечно, все это очень субъективно. Тип струн зависит от вкусов покупателей. В конечном итоге люди выбирают то, что им надо».

Уже вышеупомянутый Штефен Манц (как Вы помните из Warwick) согласен с тем, что заказчику нужно давать то, что он просит (или требует). Однако, сам он все-таки предпочитает струны из нержавеющей стали: «Струны с круглой канителью лучше подходят для современных звучаний (прошу на этом заострить внимание), и я считаю, что нержавейка лучше никеля. Плоскоканительные струны хороши для контрабасов и им подобных».

Фендер же предлагает струны с ленточной канителью (tapewound): «Мы полагаем, Fender 9050 из нержавейки с плоской обмоткой — они универсальны, при этом привносят убедительное контрабасовое звучание в ваш саунд».

По поводу струн на этом все. Теперь давайте рассмотрим звукосниматели. Хотя тут на самом деле тоже нельзя однозначно сказать какие датчики подойдут лучше именно для безладовой бас-гитары. Подойдут любые. Поставите два звучка Jazz — получите звук как у Джако Пасториуса. Заманчиво, правда? Например, Lakland и Warwick ставят комбинацию из хамма (располагающегося ближе к подставке) и сингла ближе к грифу. Выходит «рычащий», сочный звук.

Майкл Педулла. Знаете такого? Много полезной информации о нем Вы можете найти в различных источниках, в том числе и в интернете. Возможно и я когда-нибудь о нем напишу. Так вот, Майкл Педулла говорит: «На наш взгляд, сочетание PJ — лучший вариант для воспроизведения того, что дерево и струны делают в акустическом смысле. У Precision — стойкое «рычание» на средних частотах, которое замечательно сочетается с верхне-средними частотами датчика Jazz. Комбинация PJ адекватно передаст весь частотный диапазон инструмента на усилитель, колонку и эквалайзер. Если взять комбинацию JJ электроники Bartolini, то она даст более низкий тембр на переднем датчике и лучше подчеркнет средний диапазон на обоих. Комбинация из двух хамбэкеров даст много плотных низов, насыщенную середину и очень яркие верхние частоты».
Basslines — бас-отделение фирмы Seymour Duncan свое уважение к безладовой бас-гитаре выразило созданием специальной серии датчиков. Причем к участию в разработке был приглашен мастер безладового баса Стив Бейли. Так вот, система была оборудована наводящимся эквалайзером с переключателем, при помощи которого можно оптимизировать частотный контур с целью подчеркнуть обертона, которые так характерны для безладов, и усиления мощности сигнала на средних частотах. Стив Бейли говорит: «Когда мы работали над этой системой одной из наших целей было, чтобы все настройки были нейтральными — это я называю настоящим теплым, «джаз-басовым» тоном. Можно добавить средних частот для большей энергичности или басов для «пресижности». Для меня это простая система, работающая со всем частотным спектром».

На этой ноте, дорогие читатели, я заканчиваю писать. Надеюсь, был вам полезен и вам было интересно! Не забывайте, пожалуйста, оставлять комментарии, нажимать кнопочки социальных сетей и т.д. Спасибо! Заходите ко мне еще!

P.S. Предлагаю вашему вниманию прослушать композицию «Babooshka», о которой речь велась выше.

Поделиться с друзьями: