Поделиться с друзьями:
Приветствую вас, дорогие читатели блога bass-player.ru! Наверное задавать вам вопросы в самом начале статьи у меня уже входит в привычку =)) И тем не менее эта статья не исключение. Я не знаю почему так получается, наверное мне так легче писать и легче завязать с вами разговор. Не знаю… Ну в общем, сегодня на повестке дня встал вопрос о поиске своего собственного звука на безладовом басу. Может это какая-то бредовая статья, не знаю. Но мне кажется, что приведенные ниже советы, рекомендации, или бред сумасшедшего, в принципе это не важно. Назвать можно как угодно. Так вот, приведенные ниже рекомендации, возможно, помогут вам «найти себя» в мире безладового баса.
Найти свой собственный, отличающий вас от всех остальных, звук — дело, которое по праву можно назвать делом всей своей жизни. Самым простым ответом на вопрос как это сделать, наверное, будет — перепробовать кучу инструментов, всевозможные аппараты, различные струны и т.д. То есть экспериментировать, экспериментировать и еще раз экспериментировать. На сегодняшний день все бас-гитаристы (пользующиеся безладовым басом) разбились на, так сказать, два таких условных лагеря: на тех, кто ищет (или уже нашел) свой звук более подобный классическому, контрабасовому, более аккустическому; и на тех, кто большее предпочитает современный, более электрический звук. Но мне кажется, что следовать какому-то из этих направлений не совсем разумно.
Наверное, правильным решением будет найти такой звук, который полностью бы характеризовал именно вашу игру, вашу манеру. Вне зависимости от того, что сейчас в моде. Подходит ли вам вообще безладовая бас-гитара? Нужна ли на самом деле она вам? Вы задавались такими вопросами? Выяснить это можно, например, приобретя свой собственный хороший инструмент. Или же можно из стандартного инструмента достать лады и наполнить их, например, эпоксидной смолой или другим каким-либо наполнителем. Можно у кого-то одолжить на какой-то срок (мне кажется, это оптимальный вариант, если же Вы ограничены в средствах).
Так что, Вы определились в потребности безладового баса? Если да (да и если нет) то давайте разбираться, что же делает звук безладового баса таким привлекательным и вообще, что же такое привлекательный звук. Наверное, это то — как тянется взятая нота и вот это «рычание». Кто слышал — тот понимает о чем я говорю. Это не тот тяжелый вопль на средних частотах, а насыщение «низкой середины», которое и добавляет то эта теплая вибрация струн о накладку инструмента. Ну и конечно же этот тембр, схожий с контрабасом, лишенный вот этого лязгания о лады. Достаточно вспомнить Donna Lee из дебютного альбома Пасториуса.
Чтобы начать поиск «своего» звука прежде всего вам следует отложить в сторону эквалайзер, различные эффекты и т.п. Что же дальше? Давайте посмотрим, что говорит Штефен Манц из Warwick: «Звук зависит от потребностей исполнителя. Вообще я предпочитаю грифы из древесины твердых пород, например, ovangkol (древесина, по своим звуковым качествам родственная ореху). Наша компания производит грифы в основном из него. Жестче гриф — четче тон, меньше вибрации, дольше сустейн. Корпус тоже зависит от потребностей. Более традиционный тембр, сконцентрированный в частотной области высокой середины, получается, когда корпус изготовлен из мягкой или среднежесткой древесины ясеня или клена. Более округлые густые тона с четкими низами выходят, если корпус выполнен из твердой древесины, вроде bubunga или afzelia. Ovangkol по свойствам где-то посередине между ними».
У Пита Стивенса из Electric Wood, создавшего Wal bass, на котором играли многие известные басисты, в том числе Гедди Ли из Rush, также предпочтением пользуются экзотические породы деревьев: «Безладовые Wal делают в основном из американского грецкого ореха, без применения лаков для покрытия. Тон получается теплый и натуральный. Из эбенового дерева делают, как правило, накладки. Черное дерево гораздо тверже палисандра, имеет лучшую устойчивость к трению, так что сможет выдержать ежедневные нагрузки безладовой игры».
К слову сказать, популярность эбенового дерева в гитаростроении возрастает с каждым днем. Соответственно и поклонников становится все больше и больше. Например, Джон Гиблин. Послушайте композицию Питера Гэбриела и Кейт Буш «Babooshka» из альбома 1980 года «Never For Ever».
У всех музыкантов свои предпочтения. Если взять к примеру Джако Пасториуса, то у него были свои предпочтения по поводу того, из какого дерева должны быть различные части баса. Фендер, «рекламируя» свои инструменты говорил: «Мы делаем корпус из ольхи, гриф из клена, а накладку из розового дерева… Все как у Джако!»
По поводу грифа безладовой бас-гитары. Привинченный или сквозной. Который из них лучше? Чесни отмечает преимущества сквозного грифа: «Wal большой разницы между привинченным и сквозным грифом не имеет. Может, в некоторых случаях сквозной гриф несколько увеличивает сустейн, но если привинченный подогнан качественно — то особых различий нет».
Лео Фендер: «На самом деле это вопрос вкуса. На сквозном грифе получается более мягкий, смещенный к средним частотам тон с большим сустейном, тогда как на привинченном ярче атака и плотность, и поэтому гитара звучит «острее».
Warwick также отмечает то, что все зависит от личных предпостений музыкантов, при этом делая акцент на том, что на безладовой бас-гитаре действуют те же законы, что и на стандартном инструменте с ладами: «На привинченном грифе — сильнее атака, на сквозном — дольше сустейн и выразительнее низы. Гитара со сквозным грифом реагирует более ровно, сохраняя громкость по всей накладке грифа, тогда как на инструменте с привинченным грифом ярче звучат ноты, взятые в верхних позициях нижних струн или в нижних отрезках верхних струн».
А как сами струны влияют на звук безладового баса? Как быстрее понять какие лучше струны подойдут для создания своего собственного «фирменного» звука? Но у производителей нет однозначного ответа на этот вопрос. Также как и нет однозначного ответа на вопрос какие струны лучше для стандартного баса. Об этом я писал в этой статье. Electric Wood отмечает преимущества струн с никелевой круголой обмоткой, однако делает разные, по желанию заказчика: «На Wal ставили струны с круглой канителью, пока покупатели не стали требовать полуплоскую или плоскую обмотку. И хотя многие музыканты выбирают для своих безладовок струны с плоской канителью, на фирме все равно считают, что круглые звучат ярче и чище. Конечно, все это очень субъективно. Тип струн зависит от вкусов покупателей. В конечном итоге люди выбирают то, что им надо».
Уже вышеупомянутый Штефен Манц (как Вы помните из Warwick) согласен с тем, что заказчику нужно давать то, что он просит (или требует). Однако, сам он все-таки предпочитает струны из нержавеющей стали: «Струны с круглой канителью лучше подходят для современных звучаний (прошу на этом заострить внимание), и я считаю, что нержавейка лучше никеля. Плоскоканительные струны хороши для контрабасов и им подобных».
Фендер же предлагает струны с ленточной канителью (tapewound): «Мы полагаем, Fender 9050 из нержавейки с плоской обмоткой — они универсальны, при этом привносят убедительное контрабасовое звучание в ваш саунд».
По поводу струн на этом все. Теперь давайте рассмотрим звукосниматели. Хотя тут на самом деле тоже нельзя однозначно сказать какие датчики подойдут лучше именно для безладовой бас-гитары. Подойдут любые. Поставите два звучка Jazz — получите звук как у Джако Пасториуса. Заманчиво, правда? Например, Lakland и Warwick ставят комбинацию из хамма (располагающегося ближе к подставке) и сингла ближе к грифу. Выходит «рычащий», сочный звук.
Майкл Педулла. Знаете такого? Много полезной информации о нем Вы можете найти в различных источниках, в том числе и в интернете. Возможно и я когда-нибудь о нем напишу. Так вот, Майкл Педулла говорит: «На наш взгляд, сочетание PJ — лучший вариант для воспроизведения того, что дерево и струны делают в акустическом смысле. У Precision — стойкое «рычание» на средних частотах, которое замечательно сочетается с верхне-средними частотами датчика Jazz. Комбинация PJ адекватно передаст весь частотный диапазон инструмента на усилитель, колонку и эквалайзер. Если взять комбинацию JJ электроники Bartolini, то она даст более низкий тембр на переднем датчике и лучше подчеркнет средний диапазон на обоих. Комбинация из двух хамбэкеров даст много плотных низов, насыщенную середину и очень яркие верхние частоты».
Basslines — бас-отделение фирмы Seymour Duncan свое уважение к безладовой бас-гитаре выразило созданием специальной серии датчиков. Причем к участию в разработке был приглашен мастер безладового баса Стив Бейли. Так вот, система была оборудована наводящимся эквалайзером с переключателем, при помощи которого можно оптимизировать частотный контур с целью подчеркнуть обертона, которые так характерны для безладов, и усиления мощности сигнала на средних частотах. Стив Бейли говорит: «Когда мы работали над этой системой одной из наших целей было, чтобы все настройки были нейтральными — это я называю настоящим теплым, «джаз-басовым» тоном. Можно добавить средних частот для большей энергичности или басов для «пресижности». Для меня это простая система, работающая со всем частотным спектром».
На этой ноте, дорогие читатели, я заканчиваю писать. Надеюсь, был вам полезен и вам было интересно! Не забывайте, пожалуйста, оставлять комментарии, нажимать кнопочки социальных сетей и т.д. Спасибо! Заходите ко мне еще!
P.S. Предлагаю вашему вниманию прослушать композицию «Babooshka», о которой речь велась выше.
Поделиться с друзьями:
15.10.2012 at 00:04
мне песенка понравилась))) Спасибо!!!
04.12.2012 at 11:50
А как точно называется эти модели сеймуров для безлада? Вот как раз хочу сменить свои ежи активные, которые для безлада формы джаз-бас со сквозным грифом из венге и ушами из ореха дают отвратительное гудение, слишком много низов ловят…или просто не подходят для такого дерева.
11.12.2012 at 09:41
SEYMOUR DUNCAN AJB-2ASB STEVE BAILEY ACTIVE PICKUP & PRE-AMP Вот так называются. Вбивай в строку поиска и покупай! Удачных покупок и успехов в творчестве!
26.01.2013 at 00:16
Интересная статья, спасибо за неё и за хороший сайт в целом.
26.01.2013 at 13:56
Oleg A., рад, что могу быть чем-то полезен!