Поделиться с друзьями:

Здравствуйте, дорогие читатели блога Bass-player.ru. Начиная с этой статьи, я постепенно буду переходить к теме бас-гитарного оборудования (а именно усилителей, кабинетов, комбиков, различных педалей и т.д.) и открываю рубрику «Оборудование». Начну я ее, как это ни обыкновенно, с истории. Недаром еще Цицерон сказал: “Historia ist magistra vitas”. Что в свою очередь обозначает «История – мать всех наук». Но не будем сильно отвлекаться от темы поста, я не буду упиваться своим словоблудием и философскими размышлениями, а перейду к назначенной теме.

Начало истории бас-гитарных усилителей

История бас-гитарного усиления начинается еще в 50-х годах, примерно тогда, когда дядюшка Фендер создал в 1951 году свой первый Fender Precision Bass. Понятное дело. Ведь такой инструмент и звучать то должен был соответствующе! Поэтому отец бас-гитарного производства и создал Fender Bassman.

Это был обычный комбик с одним динамиком диаметром в 15”, оснащенный двумя лампами 6L6 и выдававший всего то 26 Вт. Этот агрегат в 1951 году позиционировался как «специально созданный для Fender Precision Bass”, хотя на самом деле о низах, требующихся для бас-гитар, пока можно было только мечтать. Он, можно сказать, идеально подходил для гитаристов, но никак не для басистов.The Shadows

Поэтому в 1954 году вышла вторая (обновленная) версия Fender Bassman. На этот раз комбик был снабжен четырьмя динамиками по 10 дюймов и мог порадовать уже 40 ваттами теплого тембра. Но все равно это было не то, чего хотелось бы нашим сотоварищам… Стоит отметить, в те годы Fender Bassman был признан одним из лучших усилителей для электрогитары.

Наряду с Лео работали и другие мастера-электронщики. Например, Ampeg (кому интересно — Amplified Peg). Эверетт Халл (музыкант и в то же время создатель Ampeg) совместно с инженером Стенли Майклом даже раньше Фендера (на 4 года) разработали комбик, предназначавшийся для бас-гитаристов Michael-Hull Electronics Labs Bassamp.

Он обладал одним динамиком в 12“, оснащался двумя лампами 6L6 и мог на выходе выдать до 18 Вт. На этом сотрудничество двух выдающихся личностей закончилось. Майкл ушёл, компания осталась принадлежать Халлу, после чего (естественно, наверное) была переименована и обрела всем известное в наше время имя – The Ampeg Bass Company. И что самое главное, уже с тех самых пор это имя в нашем сознании ассоциируется в первую очередь именно с бас-гитарным оборудованием, в частности с усилителями.

VOX — творец истории басового усиления!

Еще одним родоначальником в истории бас-гитарных усилителей смело можно считать компанию из Соединенного Королевства Vox (Vox Amplifier Combination). Над разработками трудились Дик Денни и Том Дженнингс. В те годы они добились усиления на выходе до 15 Вт. Первыми, кто заинтересовался усилителями данного производителя, были The Shadows. Однако для группы 15 Ватт было крайне мало.

Тогда Денни разработал новый комбик, оборудованный четырьмя лампами EL84 и одним динамиком на 12”. Все это на выходе выдавало уже вдвое больше мощности, чем предыдущая модель. Так появился VOX AC30. Однако, как и в случае с Fender Bassman, комбик был гораздо больше популярен среди гитаристов, нежели басистов.

К концу 50-х годов для всех стало очевидным то, что нужно что-то принципиально новое. Что-то, что должно дать ту мощь, о которой так мечтали басисты. Ampeg сделал кардинальный шаг вперед. Компания выпустила на рынок Ampeg Portaflex. Этот комбик был снабжен двумя электронными лампами в 25 Ватт. Вот. Вот то, чего так долго ждали музыканты. Именно этот агрегат выдавал те желанные низы, которых так не хватало басистам.

Были у этого комбика и некоторые «крутые фишки», которые были не характерны для того времени, но так нравились владельцам этих аппаратов. (Если вам интересно о каких «фишках» я говорю, можете обратиться ко мне в комментариях :)) Надо сказать, что Portaflex приобрел огромную популярность и до 60-х был одним из самых удачных и востребованных басовых усилителей.

На этом, товарищи, я подвожу черту этого поста. Но история басовых усилителей только начинается! Следующая статья будет о 60-х годах, в которых было уже гораздо больше интересных открытий в мире бас-гитарного усиления. До скорых встреч!

P.S. Комментарии, отзывы по теме и предложения приветствуются.

Поделиться с друзьями: