Поделиться с друзьями:
«Басовые усилители… Сколько же их?! Как выбрать тот, который подойдет именно мне?! Лампа или полупроводниковый? Эквалайзер, компрессор, лимитер нннада/не нннада?» Эти вопросы волнуют многих начинающих (да и не только) басистов. Поэтому в этой статье рассматриваются некоторые достойные (но в то же время разные) экземпляры.
Итак, большинство бас-гитарных усилителей на данный момент на выходе дают не менее 100 Ватт. Это факт. Но многие музыканты предпочитают иметь в своем распоряжении 350 — 500 Вт. Это вполне оправдано. Оснащение различными опциями у разных басовых усилителей может достаточно сильно отличаться. Но есть одна общая черта у всех «голов». Звук из усилков разных производителей имеет свою характерную окраску. Один и тот же бас через Ampeg и, например, Peavey будет звучать по-разному. Существенно или нет — решать вам. Еще об оснащении усилков. Некоторые из них могут иметь в своем арсенале различные эквалайзеры, кроссоверы, лимитеры, компрессоры, эффекты, каскадные усилители. А некоторые могут похвастать контролем тона да регулятором уровня входного сигнала (gain) и все.
Далее. При выборе бас-гитарного усилителя Вы можете встретить полупроводниковый, ламповый и гибридный (т.е. чаще всего это ламповый предусилитель и полупроводниковый «оконечник»). Рассмотрим сначала некоторые наиболее популярные модели полностью ламповых девайсов. Ampeg SVT Classic — яркий тому пример. Оборудован двумя лампами 12АХ7 на предварительном усилителе, а также целыми шестью лампами 6550 на оконечнике. Мощность этого аппарата достигает 300 Вт. Различных «примочек» у него совсем немного: регулятор низких, полупараметрический регулятор средних да регулятор высоких частот и все. Однако это не мешает ему оставаться одним из любимых девайсов многих басистов. Еще один полностью ламповый аппарат — Mesa Boogie Bass 400+. Оснащен целыми двенадцатью лампами 6L6 и на выходе может похвастать 500 ваттами. Вот такие вот дела.
Но как бы ни были хороши ламповые усилители, достойны внимания и гибридные версии, и даже полупроводниковые. Как известно, «лампу» может себе позволить далеко не каждый. Но получить чистый, «сочный», «смачный» звук — желание всех басистов.
Басовый усилитель Ashdown серия EVO. Примечателен тем, что объединил в себе как стандартный, так и графический эквалайзер. Т.е. он (эквалайзер) расширен двумя парами слайдеров регулировки низких, средних и высоких частот. Присутствует также очень приятная опция, выраженная черной кнопочкой bypass. C ее помощью можно отключить все пользовательские настройки эквалайзера и привести звук в стандартный вид. Это можно использовать как для сравнения, так и для различных экспериментов, в том числе на записи, концертах и т.д. В арсенале также присутствует октавер, что не может не радовать пользователя данного девайса.
Интересный тип эквалайзера применил Euphonic Audio в серии iAmp Pro. На изображении Вы можете увидеть, что усилитель оснащен механическими контроллерами усиления /ослабления всех частот, а также «двигунками» (под регуляторами), которые служат для выбора требуемого отрезка регулируемых частот.
Стоит еще рассмотреть производителя Hartke. Его усилители также достойны внимания, на мой взгляд. Например, серия HA. В ней есть версии басовых «голов» с ламповым предусилителем, секцией компрессора, а также с мощнейшим десятиполосным графическим эквалайзером. Есть и попроще. Например, полупроводниковый аппарат с 4-полосным эквалайзером и все. Никаких наворотов.
Основные функциональные возможности (опции) басовых усилителей
Первое о чем хотелось бы сказать — эквалайзер усилителя. В наше время на большинстве «голов» он имеет место быть. Так вот, есть полупараметрические и полностью параметрические эквалайзеры. Немного о каждом из них. Усложненная система полупараметрического эквалайзера. Обычно это контроль усиления/ослабления уровня сигнала, а также возможность выбора регулируемой частоты . Таким эквалайзером оснащен, к примеру, Fender Pro Series.
Есть и полностью параметрические эквалайзеры. Отличительной особенностью таких устройств считают регулятор Q (возможность управления пропускной способностью). Он служит для расширения/сужения полос тона. Пример головы с полностью параметрическим эквалайзером — раритетный Peavey Pro 1600.
Сейчас немного об эффектах. Встроенными в «головы» чаще всего встречаются лимитинг и компрессия (т.е. лимитер и компрессор). Эти «примочки» также бывают разными. Например, силу действия этих опций на некоторых басовых усилителях можно регулировать. Например, Hartke HA500 имеет один регулятор контроля компрессии, в более профессиональных версиях басовых усилителей таких регуляторов может быть несколько (Mesa Boogie M-Pulse 600). На некоторых моделях усилков представляется возможность только включить и выключить компрессию с помощью кнопки-выключателя. Основная цель — простая защита на выходе. Кстати, данная система получила название DDT.
Что еще хотелось бы сказать о вышеупомянутых опциях/»возможностях» или как кому нравится, так это то что их можно подключать и отдельно (педали). На сколько известно, большинство музыкантов так и предпочитает поступать, и производителя кстати тоже.
Что такое bi-amping усилитель?!
Bi-amping. Вам знакомо это слово (словосочетание)? Может Вы знаете что такое стерео-«голова». Если знаете — отлично! Но все же. Bi-amping — усилитель с двойными каскадами. Отличнейшая «машина», если уметь пользоваться. Принцип работы такого аппарата не очень то и сложен. Один усилок подключается к кабинету (колонке) для воспроизведения исключительно низкочастотных сигналов. Другой же к следующей колонке для воспроизведения средне- и высокочастотных сигналов. Кстати, частоту разделения между низко- и среднечастотными можно регулировать с помощью кроссовера. Контролируя уровень баланса, Вы распределяете напряжение, которое подается на каждую колонку. В результате получаете улетный звук по принципу Hi-Fi. Но надо учесть, что при использовании таких усилителей очень важно, чтобы динамики были высококачественными. В противном случае «игра не стоит свеч, а результат труда» — как пел герой «нашего» времени. Примером басового усилителя с двойными каскадами Вы можете увидеть на изображении — это Gallien-Krueger 800RB.
Цифровые технологии и усилитель — что общего?
В наше время цифровые технологии применяются сплошь и рядом. Не обошли стороной они и бас-гитарное оборудование. Производители начали широко применять «цифру» в своих разработках. Ярким примером такого явления можно считать SWR Mo’Bass, к примеру. Как Вы можете увидеть, с таким девайсом и «никаких примочек не надо». Здесь тебе и овердрайв, и хорус, и синтезатор, и октавер. Стоит это удовольствие не дешево, если честно. Но, наверное, стоит того. Прилагается к этому усилку, как Вы уже наверное догадались, напольный переключатель для удобства использования.
На этом все. Жду комментариев и отзывов от Вас, а Вы ждите новых статей До новых встреч на Bass-player.ru!
Поделиться с друзьями:
08.01.2015 at 10:12
Хорошая статья! Разве что стоит отметить тенденцию к уменьшению размеров усилителей. Те же Ampeg стали производить портативные усилители, многим также пришлись по душе Markbass